суббота, 17 декабря 2016 г.

О трагедии в Алеппо, войне в Сирии и месте христиан в этих события


Викарий Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Иоанна Х епископ Эрзурумский Кайс (Садик) в интервью Информационно-просветительскому отделу рассказал об отношении Церкви к последним событиям в Алеппо и текущей ситуации в Сирии, гонениях на христиан и особом Промысле Божьем о православных во времена войны.


— Весь мир в очередной раз всколыхнули события в Алеппо. Какая официальная позиция Антиохийской Церкви по трагедии в этом городе и в стране в целом?

— Позиция Антиохийской Церкви ясна — мы абсолютно не принимаем никакого насилия и благословляем только действия, которые направлены на достижение мира. В Сирии традиционно представители всех конфессий вместе строили цивилизацию. Христиане в Сирии и на Ближнем Востоке в целом являются важнейшей частью поликонфессиональной мозаики, которая сложилась на протяжении веков. Это гармоничная система, из которой ни одно звено не может быть вынуто так, чтобы вся цепь не пострадала. Христиане и мусульмане веками жили бок о бок мирно, а те редкие конфликты, которые возникали, чаще всего были навязаны извне.
Завоеватели, которые проходили через Ближний Восток на протяжении истории — монголо-татары, крестоносцы, мамлюки, турки – не уничтожали памятники христианской цивилизации. Исламские радикалы сегодня уничтожают всё. На наших глазах убивают людей — и взрослых и детей, отрезают им головы… Сегодня в Сирии подвергаются атакам не только наши церкви – уничтожаются целые древнеримские античные города и даже мечети. Кто разрушил мечеть Омейядов в Алеппо, которая является достоянием всей мировой культуры? Это сделали исламисты-радикалы. Возникает вопрос — кто стоит за всем этим, кто поставляет оружие боевикам, кто создал ИГИЛ, кто привел наемников (в этой войне участвуют представители 70-ти национальностей) на наши земли? Почему ООН не возвышает свой голос, чтобы осудить этих людей как преступников? Даже ЮНЕСКО хранит молчание о разрушении культурных памятников.

Это вопрос далеко не внутренних конфликтов в регионе, счеты между собой сводят внешние политические силы. Хотелось бы в связи с этим напомнить один малоизвестный, но характерный эпизод из прошлого нашей страны.

Когда шериф Мекки Хусейн ибн Али аль-Хашими восстал против турок в 1916 году и освободил восток Иордании, Патриарх Антиохийский Григорий IV (Хаддад) поприветствовал его от имени всех арабов, призвал его быть правителем Сирии и сказал: «Я протягиваю тебе руку, и мы вместе будем работать над построением новой Сирии». В то время при Дамасской Патриархии была пекарня, в которой хлеб во время войны раздавали бесплатно всем нуждающимся, независимо от вероисповедания. Однажды Патриарху Григорию IV пришлось продать свой крест с архиерейской митры, чтобы купить муки. Выкупил этот крест и вернул Патриарху один ювелир-мусульманин. Так жили в Сирии всегда.

В результате боевых действий христиан в Алеппо осталось очень мало, они живут в основном в двух районах города. Один из них — это район аль-Азизия, где находится епархиальное управление, которое возглавлял похищенный митрополит Алеппский Павел (Языджи) Антиохийской Православной Церкви.

— А известно что-то о судьбе похищенных митрополитов?

— К судьбе митрополита Алеппского Павла и сиро-яковитского митрополита Алеппо мар Григория Иоанна Ибрагима, похищенных еще в 2013 году, наблюдается полное равнодушие со стороны мировых организаций по защите прав человека. А ведь это представители Церкви – высокие иерархи.

Несмотря на то, что оставаться в Сирии очень опасно, не многие христиане покидают страну добровольно, они просто переезжают из охваченных войной регионов в более безопасные – например, в район, который называется Долина христиан (Вади ан-Насара). В нем находится 56 христианских деревень, преимущественно православных. Всего один процент от всех беженцев, которые покидают Сирию, составляют христиане, остальные – это мусульмане. В Румынии недавно приняли по квоте 1800 якобы граждан Сирии, на самом деле сирийцев среди них было только 17 человек. Христиане в Сирии знают, что это их земля, их родина. Мы, ближневосточные христиане, — коренное население этой страны, не меньшинство и не гости здесь. Вся наша земля освящена кровью наших соотечественников-мучеников.

—А можете ли Вы рассказать об особом проявлении Божественной помощи христианам в этой ужасной войне?

— Люди часто свидетельствуют об особых чудесах. Так, примерно два года назад в церкви Святого Креста в Дамаске во время богослужения ракета пробила стену и остановилась у иконы святой Екатерины. Если б она взорвалась, то были бы тысячи погибших.

Еще один случай произошел в известном сирийском Сайднайском женском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы. Там существует обычай в качестве обетного приношения жертвовать большие, в длину своего роста, свечи. Во время одного из богослужений некий человек принес такую свечу и попросил монахиню ее поставить. Когда он эту свечу отдал и уже спускался по ступеням храма, с ним случился сердечный приступ, он упал на месте.

Монахини несколько раз пытались зажечь эту свечу, у них ничего не получалось (она потухала сама собой), и тут раздался крик о том, что человеку плохо. Все побежали к месту, где лежал, как позже оказалось, мусульманин, который принес свечу. Он заговорил с монахинями и сказал им: «Осторожно, в свечке, которую я принес, динамит», и умер на этом же месте, прямо на ступеньках при входе в монастырь.

Перст Божий всегда с нами, мы это чувствуем. А если Бог с нами, то кто против нас?

— Очевидно, что война ведется против Христа.

— Сейчас нас, христиан, вытесняют с Ближнего Востока насильно. Наша миграция — вынужденная. Слава Богу, что нашим людям есть куда ехать — это такие христианские страны, как Украина, Болгария, Румыния. Я вижу, что здесь сохранились церковные традиции, наши люди нашли здесь приют, им здесь хорошо, они все нашли работу, есть пастыри, которые окормляют их.

Источник