среда, 16 ноября 2016 г.

Kp.ru: Боевики из Мосула рвутся в Сирию. Специальный репортаж военкоров Дмитрия Стешина и Александра Коца



Опасные союзники

Если присмотреться к оперативной карте штурма Мосула, то можно увидеть странную деталь, которая почему-то ускользает от взгляда западных военных аналитиков. С Юга к столице ИГИЛ (запрещенная в России группировка - ред.) подходят силы федеральной полиции, с Востока — иракский антитеррор, с Севера — армия Ирака... А Запад — направление для отхода террористов в Сирию вполне очевидное — регулярными подразделениями оказался не прикрыт. Его отдали на откуп народному ополчению — Хажд-Аш-Шаби, в котором воюют местные шииты, поддерживаемые Ираном. Бок о бок с ними здесь же бьются бойцы ливанской Хезболлы. Удивительный казус — в составе американской коалиции против ИГИЛ на территории Ирака действует организация, признанная в США террористической.
О Хажд-Аш-Шаби ходят разные слухи.




Народная молва приписывает им недюжинную храбрость и военную смекалку. А соцсети пестрят видеороликами, в которых ополченцы-шииты изощренно расправляются с плененными боевиками ИГИЛ. Переезжают танком, например... Порой эти экзекуции мало отличаются от того, что показывает пропаганда «Исламского государства». Поэтому на позиции Хажд-Аш-Шаби мы ехали с противоречивыми чувствами. А первое, что мы увидели, попав в зону ответственности ополчения, - два трупа со связанными электрическим проводом ногами. Судя по всему, их протащили за какой-то машиной через всю деревню и оставили лежать на ее окраине.


- Не снимать! У нас нет на это разрешения! - орал на нас сопровождающий из медиа-центра ополчения. Но потом смягчился. - Близко не снимать!
Зум камеры выхватил следы пыток на телах боевиков ИГИЛ. Возможно, они так и лежат там — на перекрестке пустынных дорог, а значит, не похороненный до заката сторонник чистого ислама в рай не попадет.


Лучше поздно...
Сложно понять, кто у кого черпал вдохновение — голливудские декораторы у пустынных воинов или наоборот. Мы оказались во всех трех «Безумных Максах» сразу. Не хватало только женщин-воинов в бронелифчиках. Так называемые «гантраки» - с хищными бамперами, противоосколочными щитами и причудливыми пулеметными башнями. Воины с флагами, привязанными на спину, и воины с портретами шиитских святых между лопаток, строго глядящих на тех, кто наступает следом. Под их взглядами невозможно струсить и убежать с поля боя. Наверное в этом и скрыт сакральный смысл такой агитации.


Мы забираемся на плоскую крышу какой-то деревенской школы — отличная смотровая площадка для пустыни. Любопытно, что деревня никак не пострадала во время штурма, вот только на крышу приземлилась мина. Сквозь дыру видны парты, покрытые толстенным слоем пыли — не похоже, что при ИГИЛ тут учились. На доске кривляется человечек, нарисованный мелом. На той же крыше установлен российский ПТУР «Корнет» - его здесь очень уважают. Снайпер в пыльном костюме призрака, так называемом «джилли», совершает намаз.

Полная версия