среда, 7 декабря 2016 г.

Война в Сирии, санкции и нефть: ждать ли России удара от арабских монархий


Саммит монархий Персидского залива в Бахрейне закончился публикацией весьма воинственного по отношению к Сирии, Ирану и России дипломатического коммюнике. Шесть стран, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), выступили за усиление экономического давления на Сирию и ее союзников. «Лидеры договорились увеличить региональное давление на режим Асада и его союзников посредством усиления финансовых и экономических ограничений», — можем прочитать мы в официальном сообщении, выпущенном в связи с этим.

С помощью экономических санкций арабские монархии планируют заставить Иран и Россию отказаться от поддержки правительства сирийского президента Башара Асада. «Асад потерял легитимность, и у него не может быть роли в будущем устройстве Сирии», — в который раз повторяют свою позицию на этот счет саудиты и их союзники. После ухода Асада определение будущего Сирии — дело нового правительства, организованного «с включением в его состав всех представителей сирийского народа».Следует ли ожидать, что от слов и прокламаций арабские монархии могут перейти к делу? Какие именно «экономические ограничения» они могут применить в отношении России и других союзников Сирии? С этими вопросами Федеральное агентство новостей обратилось к Семену Багдасарову, востоковеду, политическому обозревателю, директору Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии.

«Мы зависим от этих стран в первую очередь тем, что должны согласовывать с ними цены на нефть и газ. Это самый первый и самый серьезный момент. Это единственное направление, по которому арабские монархии Персидского залива вообще могут оказать на Россию давление. С другой стороны, следует понимать, что экономика государств Персидского залива также сильно зависит от цены на углеводороды», — приводит свою точку зрения Багдасаров.



Если дело дойдет до открытого экономического противостояния, то арабские монархии попросту неспособны будут понизить цены на нефть без того, чтобы не навредить при этом самим себе. Рычагов для воздействия на Иран и на саму Сирийскую Арабскую Республику у них и того меньше.

«С Сирией они и так не поддерживают никаких отношений. Здесь и так все понятно. По большому счету, государства Персидского залива сделали здесь уже все, что могли. Ничего большего от них ждать не стоит. С Ираном арабские монархии уже долгое время враждуют. Потому каких-либо экономических мер здесь ждать не следует. Единственное, что они могут сделать, — поддержать на территории Ирана освободительные движения национальных меньшинств — таких как курды и белуджи — с целью дестабилизировать ситуацию в этой стране», — поясняет востоковед.

С другой стороны, то, что рано или поздно в Сирии придется создавать структуру власти, в которой были бы представлены не только люди Асада, но и представители многих других политических сил, — это факт. «С этим я полностью согласен. Кроме того, должны быть введены элементы самоуправления на местах. Схема власти, которая действовала до начала гражданской войны и действует сейчас, уже не работает. Саудовская Аравия и другие арабские монархии поддерживают многие действующие на территории Сирии группировки, с которыми — за исключением террористических формирований — и нам уже надо начинать вести переговоры. Это очевидная вещь», — подводит итог Багдасаров.